Система менеджмента качества

Успешная ресертификация СМК университета

В январе – мае 2013 года в ФГБОУ ВПО РГАТУ проводилась процедура рессертификации действующей системы менеджмента качества применительно к образовательной, научной и инновационной деятельности в сфере высшего профессионального образования на соответствие требованиям ГОСТ ISO 9001 – 2011 (ISO 9001: 2008).

Рабочими группами под управлением представителя руководства по качеству Шашковой И.Г., доктора экономических наук, профессора, проведена большая серьёзная работа по актуализации документов СМК университета, внесены изменения в соответствии с программой развития ФГБОУ ВПО РГАТУ на 2013 - 2020 годы.

Комиссией экспертов были рассмотрены и проанализированы документы университета, описывающие процессы, виды деятельности и функции, идентифицированные в СМК и регламентирующие реализацию процедур по обеспечению результативного функционирования процессов и всей системы в целом. Кроме того, был проведен аудит «на месте»: выборочная проверка структурных подразделений с целью оценки результативности функционирования СМК в университете.

По итогам проверки было сделано заключение о том, что «ФГБОУ ВПО РГАТУ поддерживает в рабочем состоянии и улучшает СМК в соответствии с требованиями национального стандарта, продемонстрировал способность систематически достигать согласованных требований к продукции (услугам) в рамках области применения СМК, Политики в области качества и его целей».

Органом по сертификации систем менеджмента качества «Консерсиум» (Россия, г. Москва) университету выдан Сертификат соответствия, удостоверяющий, что система менеджмента качества применительно к образовательной, научной и инновационной деятельности в сфере высшего профессионального образования соответствует требованиям ГОСТ ISO 9001 – 2011 (ISO 9001: 2008). Сертификат действителен до 10.06.2016г. Также было выдано Разрешение на использование знака соответствия системы менеджмента качества в рекламных буклетах, проспектах, брошюрах, плакатах, бланках организационно-распорядительной документации университета. Ближайший инспекционный контроль планируется на апрель 2014 г.

Highslide JS Highslide JS

   

Внутренние аудиторы

Список аудиторов
   

Система менеджмента качества

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов для руководства и управления организацией применительно к качеству.

При вхождении России в Европейское и мировое сообщество в ходе Болонского процесса одним из необходимых условий подтверждения любым российским вузом своего статуса является наличие системы менеджмента качества (СМК). Вузы, находящиеся в условиях жесткой конкуренции, испытывают потребность в разработке таких систем, получении результативности и эффективности от их внедрения.

Одним из распространенных международных средств подтверждения качества образования является наличие сертифицированной системы менеджмента качества.
Поэтому специалисты высшей школы все чаще пытаются применить в своих вузах модели менеджмента качества, проявившие свои достоинства и универсальность в сфере экономики. Речь идет о применении требований международных стандартов ИСО серии 9000.

Сертификация СМК вуза дает ряд преимуществ перед другими вузами.  У обладателя сертификата системы менеджмента качества серии ИСО 9001повышается имидж вуза, уровень управления качеством образования, а также шансы на победу в конкурсах, грантах и при заключении договоров и контрактов, повышается доверие со стороны инвестиционных компаний, возможно  увеличение притока  инвестиций.

ПРЕИМУЩЕСТВА ОТ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА,
СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ТРЕБОВАНИЯМ ГОСТ Р ИСО 9001-2008

  1. Наличие сертифицированной системы менеджмента качества (СМК) – требование при государственной аккредитации вуза.
  2. Единый во всем мире подход к признанию соответствия СМК требованиям ИСО 9001 создает преимущества для вузов, заинтересованных в привлечении иностранных студентов или в установлении коммерческих связей с другими странами.
  3. Наличие сертифицированной СМК – гарантия качества образовательного процесса в глазах существующих и потенциальных потребителей.
  4. Результативная и эффективная СМК – основа конкурентного преимущества вуза.

ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

1. ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Вузы зависят от своих потребителей, в качестве которых мы признаем государство в лице Министерства образования РФ, работодателей (предприятия и организации, принимающие на работу наших выпускников), студентов и их семьи, общество в целом и другие заинтересованные стороны. Мы должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и соответствовать их ожиданиям.

2. ЛИДЕРСТВО РУКОВОДСТВА

Руководство обеспечивает единство цели и направления деятельности организации. Ему следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой сотрудники могут быть полностью вовлечены в достижение поставленных целей и решение задач организации в области качества.

3. ВОВЛЕЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА

Работники всех уровней являются сутью организации, и их полное вовлечение позволяет использовать их способности для пользы организации.

4. ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Желаемый результат достигается эффективнее, если различными видами деятельности и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

5. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К МЕНЕДЖМЕНТУ

Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы, содействующей результативности и эффективности организации для достижения ее целей.

6. ПОСТОЯННОЕ УЛУЧШЕНИЕ

Постоянное улучшение деятельности вуза в целом следует рассматривать как его неизменную цель.

7. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ, ОСНОВАННЫХ НА ФАКТАХ И ДАННЫХ

Эффективные решения основываются на анализе фактов, данных и информации, что предполагает построение действенной системы сбора и анализа информации обо всех аспектах деятельности вуза и о его взаимоотношениях с «внешней средой». Такая информация должна включать все установленные и «измеряемые» показатели качества всех рабочих процессов и результатов деятельности вуза и анализироваться на степень достижения целей, определенных в стратегическом плане его развития.

8. ВЗАИМОВЫГОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ПАРТНЕРАМИ

Вуз и его партнеры взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности. В качестве таких партнеров могут рассматриваться:

  • школы, лицеи и другие учреждения общего среднего образования, выпускники которых собираются поступать в вуз;
  • организации, в которых работают или будут работать выпускники вуза. К этим стратегическим партнерам в первую очередь относятся те, с которыми вуз связан партнерскими отношениями (включая договоры о сотрудничестве и целевой подготовке специалистов, сотрудничество в области научных исследований и разработок, спонсорскую помощь и т. д.);
  • Министерство образования РФ, администрации краев, областей и городов, общественные организации и организации, которые по каким-либо другим причинам заинтересованы в сотрудничестве с вузом и являются партнерами вуза;
  • другие вузы России, заинтересованные в сотрудничестве с вузом;
  • любые поставщики продукции и услуг, необходимых для вуза.
   
.