ПОПЕЛЬ Василий Яковлевич – первый заведующий кафедрой

Highslide JSВасилий Яковлевич родился в 1915 году в деревне Сокольничи Могилевской губернии (ныне Республика Беларусь), в семье бедного крестьянина Якова Кузьмича Попеля.

В 1923 году поступил в сельскую начальную школу, которую закончил в 1927 году. В 1927 году, Василий Яковлевич поступает в Кричевскую семилетнюю школу. После её окончания в 1930 году поступает в Ленинградский учётно-экономический техникум. По его окончании в 1933 году идет учиться на последний курс Водного рабфака в г. Могилеве. В 1934 -1940 гг. – проходит обучение в Ленинградском институте механизации с/х.

С 1940 года работает по специальности.

В 1940 году сдаёт 4 курса экстерном и поступает на 5 курс факультета «Автомобили и тракторы» Ленинградского индустриального института. Но защитить диплом Василий Яковлевич не успел - в 1941 году война прервала обучение.

Во время войны В.Я. Попель работает сначала преподавателем по механизации и электрификации сельского хозяйства в поселке Вурпарь Чувашской АССР, затем главным инженером Рязанского ремонтного завода. Сразу после войны Василий Яковлевич назначен главным инженером Рязанского областного ремонтного треста. За свою работу в тяжелые военные годы Василий Яковлевич отмечен медалью "За доблестный и самоотверженный труд в Великой Отечественной войне."

В 1949 году В.Я. Попель в числе лучших инженеров по Советскому Союзу отозван Министерством с/х для разработки типовой технологии ремонта тракторов узловым методом в условиях МТС. Работа проводилась на базе Всесоюзного научно-исследовательского института механизации сельского хозяйства (ВИМ). После разработки и корректировки всех материалов был назначен специальным редактором по тракторам СХТЗ.

Будучи ученым и производственником, В.Я. Попель не забывал и педагогическую деятельность. С 1-го сентября 1952 года Василий Яковлевич зачислен в штат Рязанского сельскохозяйственного института старшим преподавателем по сельхозмашинам по совместительству. В 1953 году он избирается на одноименную штатную должность по конкурсу.

В 1954 году Василий Яковлевич поступил в аспирантуру Рязанского сельскохозяйственного института по специальности «Сельскохозяйственные машины», научным руководителем у него становится тогда к.т.н., доцент, а впоследствии доктор наук, профессор Ф.Г. Грищенко. В 1957 году – окончание аспирантуры. Защита кандидатской диссертации «Теоретическое обоснование некоторых параметров рабочих органов сеялки при безрядковом посеве» состоялась в Ленинградском сельскохозяйственном институте в марте 1958 г. Уже через 2 года – в 1960 году - Василия Яковлевича Попеля избирают на должность доцента кафедры сельскохозяйственных машин.

В 1963 году он избирается заведующим новой, только что созданной кафедры технологии металлов и ремонта сельскохозяйственных машин, которой руководит до июня 1969 г.

За период его работы в должности заведующего кафедра получает значительные площади под слесарные, сварочные и ремонтные мастерские, получает и осваивает новое оборудование, налаживает учебный процесс, формируется как самостоятельное научное подразделение института.

Попелю Василию Яковлевичу принадлежит более десяти серьезных научных трудов, из которых наибольшую практическую значимость имеют:

  • -«Технология ремонта тракторных двигателей узловым методом в РЗ и ММКР Рязомблремтреста»;
  • -«Типовая технология ремонта тракторов в мастерских МТС»;
  • -«Реставрация ведущего колеса и звена гусеницы трактора СТЗ-НАТИ»;
  • «Реставрация венца конической шестерни промежуточной передачи трактора СХТЗ».

БАРКОВСКИЙ Юрий Борисович – заведующий кафедрой

Highslide JSЮрий Борисович родился 6 февраля 1929 в семье железнодорожного служащего.

В 1946 году окончил среднюю школу №20 на станции Сасово Рязанской области. В это же году поступил в Электромеханический институт железнодорожного транспорта имени Ф.Э. Дзержинского.

В 1951 году получил диплом инженера-механика путей сообщения и был приглашен на работу на Туркестано-Сибирскую железную дорогу. Там работал в депо до 1955 года, занимая должности от помощника машиниста тепловоза до заместителя начальника депо. В 1955 году уходит из депо в связи с подготовкой к поступлению в аспирантуру.

С января 1956 года по февраль 1959 года Юрий Борисович - аспирант Всесоюзного научного-исследовательского института железнодорожного транспорта. После окончания аспирантуры работает там же в качестве младшего научного сотрудника.

20 мая 1960 года зачислен на должность ассистента кафедры "Тракторы и автомобили" Рязанского СХИ. В июне 1960 года переведён в той же должности на кафедру "Технология металлов и дерева".

В 1961 году Юрию Борисовичу присуждена учёная степень кандидата технических наук. В этом же году его переводят на должность доцента кафедры "Тракторы и автомобили".

В 1962 г. утверждён в учёном звании доцента по кафедре "Термодинамика и теплотехника". В этом же году избран на должность доцента по термодинамике и теплотехнике. В 1963 году назначен заведующим аспирантурой РСХИ.

1969 год Юрий Борисович переизбран на должность доцента кафедры тракторов и автомобилей на следующий пятилетний срок.

В 1980 году избран на должность заведующего кафедрой технологии металлов и ремонта машин.

В 1982 году переведён на кафедру тракторов и автомобилей.

В первом десятилетии 2000-х гг. Юрий Борисович работает профессором кафедры автотракторных двигателей и теплотехники.

В 2009 году Ю.Б. Барковский ушёл на заслуженный отдых.

Юрий Борисович – автор более 70 научных работ. Наиболее значимые из списка его трудов: «Быстроходные дизели тепловозов», «Влияние конструкции нагнетательного клапана на работу топливоподающей аппаратуры», «Устройство и обслуживание топливной системы тракторного дизеля», «Устройство для электромагнитной наплавки», «Комбинированный метод восстановления пальцев гусениц БМД», «Отражение второго начала термодинамики в обратимых круговых процессах», «Виброзащитное устройство», «Эффективность обратных циклов».

За свою педагогическую и научную деятельность Юрий Борисович награждён медалью "За доблестный труд".

КРИВОВ Виктор Иванович – заведующий кафедрой.

Highslide JSКривов Виктор Иванович родился 18 октября 1938 г. в селе Льгово Рязанского района Рязанской области. В 1945 году поступил в школу в селе Рубцово. Во время обучения становится членом ВЛКСМ (1952 год). Окончив школу в 1955 году, поступает в Рязанский сельскохозяйственный институт на факультет механизации, который окончил в 1960г. С августа по октябрь 1960 года работал в должности мастера на Рязанском ремонтном заводе. Ровно через год, в 1961 году, Виктор Иванович пишет заявление ректору Рязанского сельскохозяйственного института имени П.А. Костычева, прося принять его на должность ассистента кафедры технологии металла и дерева. Через неделю Виктор Иванович зачислен на эту должность. Спустя семь лет работы ассистентом, в 1969 году Кривов В.И. по конкурсу избран на должность старшего преподавателя кафедры технологии металлов и ремонта машин. В 1972 году Решением Совета Саратовского института механизации сельского хозяйства им. М.И.Калинина от 20 марта 1972 г. Кривову Виктору Ивановичу присуждена ученая степень кандидата технических наук. Прошло всего три года, и в 1975 году старший преподаватель кафедры технологии металлов и ремонта машин Кривов В.И. переведен на должность и.о. доцента той же кафедры в связи с избранием по конкурсу с сохранением получаемого оклада. В 1977 год зачислен на должность доцента кафедры в связи с присуждением одноименного ученого звания. В 1978 году доценту Виктору Ивановичу Кривову поручено читать лекционный курс «Ремонт машин». Прошло 3 года, и в 1981 году он зачислен на должность старшего научного сотрудника по хоздоговорной теме. Спустя ещё год - в связи с тем, что по кафедре технологии металлов и ремонта машин конкурс на избрание нового заведующего не состоялся, возложены обязанности заведующего кафедрой. В 1984 г. был избран по конкурсу зав. кафедрой технологии металлов и ремонта машин РСХИ. Через два года, в 1986 году прошел обучение на факультете повышения квалификации Ленинградского СХИ. 1987 и 1988 годы были у Виктора Ивановича очень насыщенные. В 1987-88 годах он участвовал в семинарах заведующих кафедр в Костромском и в Тверском СХИ, руководил кафедрой, а также работал в должности старшего научного сотрудника на 0,5 ставки по совместительству. В 1989 году вновь избран по конкурсу на должность заведующего кафедрой технологией металлов и ремонта машин на 5 лет. Проработав 4 года в 1993 году в связи с резким ухудшением состояния здоровья и невозможностью руководить кафедрой просит в приказе освободить от должности зав. кафедрой. 15 декабря 1993 г. Кривов Виктор Иванович скончался от тяжелой и продолжительной болезни.

ОБЕДКОВ Федор Петрович – заведующий кафедрой

Highslide JSРодился 20 августа 1932 года в селе Спасовка Кедабекского района Азербайджанской ССР в семье колхозника. В 1950 году окончил Славянскую среднюю школу и поступил в Азербайджанский сельскохозяйственный институт по специальности механизация процессов сельскохозяйственного производства. 25 июня 1955 г. решением Государственной экзаменационной комиссии ему присвоена квалификация инженера-механика. После окончания института Федор Петрович год работал преподавателем специальных дисциплин Бухарского сельскохозяйственного техникума (Узбекская ССР).

В сентябре 1956 г. Обедков Ф.П. был избран по конкурсу на должность ассистента кафедры ремонта машин и технологии металлов Азербайджанского СХИ, где проработал в этой должности по сентябрь 1959 г.

В 1959 г. поступил в аспирантуру Азербайджанского НИИМЭСХ и был прикомандирован в Украинскую сельскохозяйственную академию города Киева для прохождения аспирантской подготовки на кафедре ремонта машин. После окончания аспирантуры с 1962 г. работал в Азербайджанском НИИМЭСХ в должности младшего научного сотрудника. В 1964 г. решением Совета Всесоюзного сельскохозяйственного института Обедкову Федору Петровичу присуждена степень кандидата технических наук. 4 июня 1966 г. решением Высшей Аттестационной Комиссии Федор Петрович утвержден в ученом звании старшего научного сотрудника по специальности «Механизация сельскохозяйственного производства». Исполнял обязанности ученого секретаря института, а с февраля 1966 г. по декабрь 1969 г. одновременно на общественных началах работал руководителем лаборатории хранения и ремонта МТП. С сентября 1962 по август 1968 г. работал в Азербайджанском НИИМЭСХ, ежегодно вел занятия при кафедре «Ремонт машин и технологии металлов» АзСХИ. В ноябре 1969 г. был избран доцентом кафедры «Ремонт машин и технологии металлов» АзСХИ. 19 июля 1974 г. решением Высшей Аттестационной Комиссии Обедков Федор Петрович утвержден в ученом звании доцента по кафедре «Ремонта машин и технологии металлов». С 10.04 по 10.06.1985 г. Обедков Федор Петрович находился на повышении квалификации преподавателей сельскохозяйственных вузов в качестве стажера по взаимозаменяемости, стандартизации и техническим измерениям, и выполнил установленный план стажировки. Решением Государственного комитета СССР по народному образованию от 31 мая 1990 г. Обедкову Федору Петровичу присвоено ученое звание профессора по кафедре ремонта машин и технологии металлов.

18.06.1992 г. Обедкова Федора Петровича избирают профессором кафедры технологии металлов и ремонта машин Рязанского СХИ. С 1994 г. он избирается заведующим кафедрой. К сожалению, 2 сентября 1996 г. Ф.П. Обедков был освобожден от занимаемой должности заведующего кафедрой с формулировкой «по собственному желанию», причиной чего было резкое ухудшение здоровья. Тем не менее, его педагогическая деятельность продолжилась, и до октября 1998 г. Федор Петрович занимал должность профессора кафедры.

Список трудов Обедкова Федора Петровича включает 91 научную работу. Наиболее значимые труды: «Экспериментально-теоретическое исследование зависимости деформации чугунных втулок при их запрессовке внатяг в корпус деталей комбайна», «Некоторые результаты испытания на атмосферную коррозию стальных пластин и деталей сельхозмашин, покрытых различными защитными смазками», «Результаты исследования технико-экономических показателей ремонтных мастерских в зависимости от форм организации ремонта техники».

УСПЕНСКИЙ Алексей Иванович – доцент кафедры

Highslide JSРодился 31 июля 1916 года в городе Москве в семье служащего. В 1931 году поступил в ФЗУ «Серп и Молот», а в 1933 году окончил его, после чего проработал два года токарем на фитинговом заводе в Москве. С 1935-1936 студент НКПС. В 1936 году Алексей Иванович поступает в Московский автодорожный институт им. В.М. Молотова по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство», и решением Государственной Экзаменационной комиссии от 30 июня 1941 года ему присвоена квалификация инженера-механика. Успенский А.И. - участник Великой Отечественной войны. В марте 1942 г. он оканчивает курсы младшего лейтенанта при Ленинградских бронетанковых курсах, после чего назначается командиром танка Т-34 149-го отдельного танкового батальона Северо-Западного фронта, с июня по декабрь 1942 г. - командир взвода 241-ой танковой бригады Сталинградского фронта, а по 29.4.1945 г. - командир автотранспортного взвода 136-го танкового полка Первого Прибалтийского фронта.

После войны Алексей Иванович год работает главным инженером автоколонны № 30 Глававтотранса НКАТ РСФСР. С 1946 по 1947 год - главным инженером Рязанского автотреста. В 1947 году его назначают начальником автоколонны № 26 Московского автотреста, где он работает три года. В 1950 году Алексей Иванович становится Управляющим Рязанского автотреста, в котором работает по 1962 год. В том же году его назначают Директором Рязанской авторемонтной мастерской, по совместительству в 1963 году он работает преподавателем Рязанского отделения Московского автодорожного техникума по предметам «Автомобильные перевозки», «Экономика и планирование автомобильного транспорта».

С 16 ноября 1964 года Алексей Иванович зачисляется в Рязанский сельскохозяйственный институт имени профессора П.А. Костычева на должность и.о. доцента кафедры «Тракторы и автомобили». В это время его жена Успенская Е.П. работает лаборантом Рязанского отделения Московского автодорожного техникума, дочь Татьяна - студентка 3 курса Московского автодорожного института, а сын Иван - учащийся 3 класса средней школы. На момент зачисления в институт у Алексея Ивановича были научные труды: книга «Анализ работы грузовых автомобилей» изданная в 1963 году, готовилась диссертационная работа на соискание ученой степени кандидата наук на тему «Исследование вопросов оперативного планирования грузовых перевозок» (в рукописи), автореферат диссертации (в рукописи).

Решением Совета Московского инженерно-экономического института им. С. Орджоникидзе от 28 мая 1965 г. Успенскому Алексею Ивановичу присуждена ученая степень кандидата технических наук.

В 1966 г. у Алексея Ивановича выходит несколько научных статей: 1) «Стимулировать перевозки сельских грузов», изданная в № 22 «Экономической газеты»; 2) «Некоторые вопросы оперативного планирования работы грузовых автомобилей», изданная в Сборнике научных работ РСХИ, выпуск 14; 3) «К вопросу о показателях транспортного процесса», изданная в Сборнике научных работ РСХИ, выпуск 14.

Решением высшей аттестационной комиссии от 25 января 1967 г. Успенский Алексей Иванович утвержден в ученом звании доцента по кафедре «Тракторы и автомобили».

Приказом № 684 от 10 октября 1969 года - доцент кафедры «Тракторы и автомобили».

8 октября 1969 года Алексей Иванович Успенский переведен на должность доцента кафедры технологии металлов и ремонта машин.

С 18.10.1977 по 18.12.1977 г. А.И. Успенский стажировался на кафедре «Производство и ремонт автомобилей и дорожных машин» МАДИ под руководством к.т.н., доцента С.И. Румянцева Часть стажировки по научно-исследовательской работе проведена на кафедре «Автомобильные перевозки и безопасность движения» МИИСП под руководством д.т.н., профессора Н.Б. Островского. Он ознакомился с методикой преподавания курса «Технология ремонта машин» и постановкой лабораторных работ, с методикой применения технических средств обучения студентов и выполнения курсовых и дипломных проектов в МАДИ и МИИСПе. Анализировал информацию о работе кафедры «Автомобильные перевозки и безопасность движения» по перевозкам сельскохозяйственных грузов. Сделаны доклады на тему «Научные основы повышения эффективности перевозки сельскохозяйственных грузов» на заседании кафедры «Тракторы и автомобили» Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева 2.11.1977 г. и на заседании секции кафедры «Автомобильные перевозки и безопасность движения» МАДИ 14.11.1977 г. Во время стажировки собран обширный и очень ценный материал по учебно-методической, воспитательной и научно-исследовательской работе.

За время работы в РСХИ Алексей Иванович активно участвовал в общественно-политической жизни факультета: работал куратором группы, был председателем учебно-воспитательной комиссии 5 курса факультета механизации, агитатором среди населения, избирался парторгом кафедры и членом партбюро факультета.

По заявлению Успенского А.И. с 1 августа 1978 года был освобожден от занимаемой должности доцента кафедры «Технологии металлов и ремонта машин» в связи с переходом на другую работу - с избранием по конкурсу в Рязанский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов.

Борисов Геннадий Александрович – заведующий кафедрой с 1996 г. по 2013 г.

Highslide JSБорисов Геннадий Александрович родился 12 июля 1940 года в селе Буденновка Лопатинского района Пензенской области в крестьянской семье. С 1947 г. по 1957 г. учился в Буденновской начальной школе, Камаевской семилетней и Лопатинской средней школе Лопатинского района Пензенской области. После окончания школы работал рабочим откормочного совхоза. В 1959 году был призван в ряды Советской Армии. В июле 1962 года был демобилизован и поступил в Пензенский сельскохозяйственный институт на факультет механизации. В 1967 году после окончания института был направлен на работу в колхоз им. Свердлова Колышлейского района Пензенской области главным инженером. В 1971 году был переведён на работу в районное управление сельского хозяйства на должность главного инженера управления.

В декабре 1972 года Борисов Г.А. поступил в аспирантуру Московского института инженеров сельскохозяйственного производства им. В.П. Горячкина. В 1976 году защитил кандидатскую диссертацию и был направлен в Пензенский сельскохозяйственный институт. Через год Главным управлением Министерства сельского хозяйства СССР Геннадий Александрович был переведён в Калининский (Тверской) сельскохозяйственный институт, где прошёл путь от ассистента до профессора, проректора по научной, а затем учебной работе, был заведующим кафедрой технологии металлов.

В 1982 году Борисову Г.А. присвоено учёное звание доцента по кафедре ремонта машин и эксплуатации машинно-тракторного парка, в марте 1991 года присвоено учёное звание профессора по кафедре технологии машиностроения.

В апреле 1993 года Борисов Г.А. был принят профессором кафедры технологии металлов и ремонта машин в Рязанскую государственную сельскохозяйственную академию, а в сентябре 1996 года назначен заведующим кафедрой технологии металлов и ремонта машин. В этой должности Геннадий Александрович проработал по июль 2013 года.

В 1997 году Геннадий Александрович защитил докторскую диссертацию "Гальваногазофазное хромирование как способ восстановления и упрочнения поверхностей деталей прецизионных пар гидроагрегатов", а 8 мая 1998 года ему была присуждена учёная степень доктора технических наук.

В 2000 году Борисов Г.А. за свою педагогическую и научную работу был награждён нагрудным знаком "Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации". С июля 2015 года является членом Союза машиностроителей России.

Под руководством Г.А. Борисова защищён целый ряд кандидатских и докторских диссертаций:

  • к.т.н. Гришин Н.Г. – Совершенствование технологии восстановления деталей плазменным напылением путем подготовки поверхности электроискровым легированием (на примере коленчатого вала двигателя ЗИЛ-130), 2001 г.
  • д.т.н. Полищук С.Д. – Технологии повышения надежности деталей и систем автотракторных двигателей совершенствованием электрохимических процессов, 2005 г.
  • к.т.н. Морозов И.С. – Технология восстановления и упрочнения поверхностей деталей типа "вал" двигателей внутреннего сгорания гальваногазофазным хромированием (на примере валика водяного насоса), 2006 г.
  • к.т.н. Слугин М.М. – Технология восстановления зубчатых колес осаживанием и корректированием угла зацепления, 2007 г.
  • к.т.н. Колодяжная И.Н. – Технологическое обеспечение долговечности роликовых узлов картофелеуборочных машин применением подшипников скольжения из полимерного материала, 2011 г.
  • Горохова М.Н. – Повышение эффективности комбинированного способа восстановления деталей ферромагнитными порошками, 2013 г.
  • к.т.н. Чурилов Д.Г. – Комбинированный способ восстановления и упрочнения деталей сельскохозяйственной техники типа "вал" с использованием легированных ферромагнитных порошков, 2014 г.

Геннадий Александрович – автор множества научных трудов и статей. Наиболее значимые из них – учебное пособие "Прогрессивные методы горячей обработки конструкционных материалов в машиностроении и ремонтном производстве", монография "Повышение ресурса прецизионных деталей дизельной топливной аппаратуры нанесением на их поверхности гальваногазофазного хрома".

Беляев Владимир Николаевич – доцент кафедры.

Highslide JSБеляев Владимир Николаевич родился 19 июля 1939 года в деревне Нейская Шарьинского района Костромской области. В 1956 году окончил Одоевскую среднюю школу и поступил в Ветлужский лесотехнический техникум Горьковской области, после окончания которого работал в Апшеронском ЛПХ Краснодарского края слесарем-механиком.

С 1959 года по 1962 год проходил службу в рядах Советской Армии, в г. Ереване.

Окончив в 1967 году Московский автомеханический институт по специальности "Двигатели внутреннего сгорания", В. Н. Беляев был направлен по распределению на "Рязанский опытный ремонтный завод", который на тот момент времени являлся головным в системе "Союзсельхозтехника" по капитальному ремонту грузовых автомобилей марки "ГАЗ". Наиболее важной задачей в этот период являлось повышение качества ремонта автомобилей, поэтому было принято решение о создании на базе завода научно-исследовательской лаборатории по оценке надежности машин, работу которой организовал и возглавил В.Н. Беляев.

До начала преподавательской деятельности прошел путь от рядового инженера до руководителя испытательной лаборатории. Защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук, занимаясь научно-исследовательской работой на производстве. Владимир Николаевич преподавал следующие дисциплины:

  • Надёжность технических систем
  • Надёжность механических систем
  • Теория надёжности
  • Ремонт и утилизация автомобилей и тракторов
  • Ремонт машин и ремонтное производство
  • Проектирование предприятий технического сервиса,

и вёл на кафедре курсовое проектирование по дисциплинам "Ремонт машин и ремонтное производство" и "Проектирование предприятий технического сервиса".

Владимир Николаевич работал на кафедре технологии металлов и ремонта машин РГАТУ (РСХИ, РГСХА) с 1985 года. 27 октября 2014 года доцент кафедры технологии металлов и ремонта машин Владимир Николаевич Беляев за заслуги в деле подготовки высококвалифицированных специалистов для инженерной сферы АПК был удостоен высокого звания "Почетный работник университета". Эта престижная награда, которая вручается за значительный вклад в учебную, методическую, научную и воспитательную деятельность нашего вуза. Стаж педагогической работы Владимира Николаевича в университете – без малого 30 лет.

Областью научных интересов В.Н. Беляева являлись исследования прочностных характеристик коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания. С его участием разрабатывались нестандартизированные контрольно-измерительные приспособления для оценки точности метрологических параметров деталей мобильной техники.

Highslide JSHighslide JSHighslide JS

Highslide JSHighslide JSHighslide JS

Highslide JSHighslide JSHighslide JS